Вступление в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) предполагает отмену избыточных требований к бизнесу, новые подходы к проверкам и понятную систему обязательных требований.
Сразу отметим, что изменения не действуют на налоговый, валютный, таможенный контроль, на контроль за кредитными организациями и банковскими группами, за соблюдением эмитентами законодательства об АО и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в АО, в сфере госзакупок и закупок по Закону № 223-ФЗ, за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе, в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, за соблюдением антимонопольного законодательства.
Закон с 01.07.2021 года сменит действующий № 294-ФЗ. Цель принятия Закона — устранить недостатки нынешнего правового регулирования государственного и муниципального контроля и установить гарантии защиты прав физических и юридических лиц, ИП и других организаций.
Согласно статьи 17 Закона № 294-ФЗ создается единый реестр надзорных мероприятий и в случае отсутствия в указанном едином реестре сведений о надзорном мероприятии либо отдельном надзорном действии на момент начала их проведения осуществление таких мероприятий, не допускается.
Статья 21 Закона № 294-ФЗ предусматривает оформление документов при осуществлении государственного надзора надзорными органами в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом до 31 декабря 2023 года в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица надзорный орган вправе направлять документы и сведения контролируемому лицу, в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи.
Глава 4 определяет порядок регулирования системы оценки и управления рисками и результат их реализации. Раскрываются следующие основные понятия:
Согласно ст.22 государственный надзор будет осуществляться на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических и надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
В результате оценки рисков объекты государственного надзора разделяются на категории риска, при этом ст.23 установлена шкала категорий риска из 6 позиций:
В Законе № 294-ФЗ была закреплена презумпция добросовестности юрлиц, ИП, с вступлением нового Закона она перестает существовать.
В главе 7 Закона, где представлены участники государственного надзора в сравнении с №294-ФЗ в №248-ФЗ добавились свидетель и специалист. В соответствии со ст.39 №248-ФЗ с 2023 года судебное обжалование решений надзорного органа, действий (бездействия) его должностных лиц будет возможно только после их досудебного обжалования в электронном виде через единый портал госуслуг.
В главе нового Закона указываются виды и механизм осуществления профилактических мероприятий, которые могут проводиться надзорными органами и только с согласия данных контролируемых, лиц либо по их инициативе, к ним отнесены:
В главе 12 Закона к имеющимся надзорным мероприятиям, закрепленным в Федеральном законе №294-ФЗ, добавляются новые виды, такие как:
В статье 91 № 248-ФЗ перечислено 11 грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного надзора.
Согласно статье 73 № 248-ФЗ, выездная проверка проводится в случаях, если не представляется возможным оценить соответствие обязательным требованиям без выезда на место. Важными являются положения ст.96 №248-ФЗ, где говорится об осуществлении режима дистанционного государственного надзора. Предполагается использовать информационные технологии. При этом контролируемое лицо на добровольной основе по заявлению на условиях соглашения с надзорным органом предоставляет доступ к объекту удалено — это называемым мониторингом.
Речь идет о полноценной цифровизации государственного надзора, что повышает эффективность и прозрачность государственного надзора.